Паровозы из Швеции

В 1922 г. в журнале «Экономист» вышла статья А. Н. Фролова, посвященная анализу «паровозной сделки» 1921 г. В ней автор справедливо недоумевал, как можно было заказать в Швеции 1000 паровозов, да еще на заводе, выпускающем их лишь по 40 штук в год? Как советская власть могла согласиться выдать под этот курируемый Троцким контракт огромный аванс золотом в размере четверти золотого запаса страны и почему она готова была ждать несколько лет, пока шведы завод расширят? Почему вообще надо было заказывать паровозы в Швеции, не лучше было бы накормить своих рабочих, а не обогащать иностранных капиталистов? Почему не отдали заказ тому же Путиловскому заводу, выпускавшему до войны более 200 паровозов в год? Почему не обратили внимания на то, что число имеющихся паровозов было избыточно, а свободными от работы числилось 1200 паровозов111?

Смущала Фролова и стоимостная сторона сделки: паровозы почему-то были заказаны по цене, чуть ли не вдвое превышающей довоенную. И из всего этого напрашивался вполне определенный вывод: либо новые власти совершенно не умеют хозяйствовать, либо они сознательно предают национальные интересы ради достижения каких-то других и, очевидно, сомнительных целей.

Очень скоро после этого Ленин в письме Дзержинскому высказал мысль, что с журналом «Экономист», «явным центром белогвардейцев», пора кончать. «Надо, — предлагает он, — поставить дело так, чтобы этих “военных шпионов”, “растлителей учащейся молодежи” излавливать систематически и “высылать за границу”»112.



(111) Иголкин, А. А. Ленинский нарком: у истоков советской коррупции / А. А. Иголкин. — Текст : электронный // Новый исторический вестник. — 2004. КиберЛенинка. - https://cyberleninka.ru/article/n/leninskiy-narkom-u-istokov-sovetskoy-korruptsii/viewer (дата обращения: 08.11.2022).

(112) Якутин Н., Князев А. Выпавший из гнезда // Экономика и жизнь. 2012. № 25 (9441).






Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Copyright © 2024 Грибов А.Ю.

Все права защищены