Почему христиан преследовали в Риме?

Сначала необходимо понять толерантность к религиям в Древнем Риме. Римляне, завоевав ту или иную страну, ни в коем случае не запрещали местные религии. Они забирали статуи местных богов в Рим, и объясняли побежденному народу, что их, местные боги, теперь не главные. Главные боги – римские, а местные – второстепенные. Но также признаются и входят в «пантеон» богов. Вспомните само слово «Пантеон», относящееся к самому древнему храму в Риме – «Храм двенадцати богов». И эта модель была понятна побежденным. Если римляне победили – значит точно их, римские боги сильнее.

После завоевания Греции возникла коллизия – боги во многом похожи, если не идентичны. Почему же Рим победил, если боги почти одинаковы? Здравый смысл подсказывал, что у Рима было сильнее государство, лучше развивавшее право, торговлю, технологию. Но как можно поклоняться абстрактному принципу построения государств? Коллизию удалось разрешить канонизацией императора, как наглядного представителя государства. Его и сделали главным богом, создав культ императора.

Эта модель стала понятной абсолютному большинству масс. Боги не смогли объединить в одну гигантскую империю Средиземноморье, а император смог.

Теперь представьте себе, что к чиновнику Великого Рима, правящего миром, приходят бомжи, и говорят, что не будут исполнять Указы Императора, поскольку они противоречат указаниям божьим.

В общем то и сейчас, лицо, отказывающееся исполнять Указы Президента, подлежит безусловному наказанию. А тогда все было не так демократично, могли голову прямо сразу отрубить.

Но толерантные римляне все же не были волюнтаристами. Они задавали вопросы и получали на них ответы.

Римлянам, чья мораль строилась на силе, образованности и уважении к праву, было практически невозможно это понять. Основными адептами христианства были неграмотные рабы.

Любопытным критиком христианства уже в первом веке выступил Цельс с книгой «Правдивое слово»200.

В более развитое время наиболее серьезная критика содержится у Ницше в «Антихрист или Проклятие христианству».

И пока христиане выступали против воли императора, их ожидаемо казнили и всячески издевались.

Но как только христианство приняло постулат «Кесарь – помазанник божий», «фишка им тут же и поперла». Такая религия сразу стала государственной. Ибо делала перевороты бессмысленными и опасными не только физически, но и морально. Императора убить можно, но поднять руку на выбранного богом человека было и аморально в высшей степени и бессмысленно. Бога убить нельзя.

Именно в этом постулате можно увидеть причину распространения христианства с помощью монархической государственной власти. Ибо такая религия явно укрепляла монархическую власть, в противовес любой демократической





(200) Х/ф «Цельс. Правдивое слово. Текст: электронный // Библиотека Руслана Хазарза. – URL:ЦЕЛЬС : Библиотека Руслана Хазарзара (дата обращения: 09.11.2022).







Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Copyright © 2024 Грибов А.Ю.

Все права защищены