Князь Владимир, он же – Владимир святой. Один из главных христианских идолов православия. В чем же заключается его святость?
Сын Малуши, наложницы киевского князя Святослава Игоревича за свою жизнь ухитрился нарушить практически все христианские заповеди, не исключая и братоубийство. Согласно летописям, Владимир с большим варяжским войском и новгородской дружиной осадил Киев, где заперся его старший брат Ярополк. Воевода Ярополка Блуд, подкупленный Владимиром, убедил Ярополка бежать в маленький городок Родень, запугав мятежом киевлян. В Родне Владимир заманил Ярополка на переговоры и приказал двум варягам поднять «его мечами под пазухи». Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы.
Когда варяжское войско потребовало себе за службу дань с киевлян, Владимир обещал им, но через месяц отказался, а варягов отослал на службу в Константинополь с советом византийскому императору развести тех по разным местам. При этом, будущему «святому» не чужда была и гордыня. По совету своего дяди Добрыни Владимир сначала изнасиловал будущую супругу Рогнеду на глазах её родителей, а затем убил её отца и двух братьев. Княжну Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жёны. Именно отказ Рогнеды на сватовство Владимира и вызвал его месть: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир. Её слова «не хочу розути робичича» («не хочу разувать раба») согласно славянскому обычаю разувания супруга сильно унизили Владимира и Добрыню, так как намекали на статус матери Владимира (сестры Добрыни).
После захвата Киева, Владимир принял меры к реформации языческого культа. Воздвиг в Киеве капище с идолами шести главных богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши), также есть сведения, что князь практиковал человеческие жертвоприношения богам. Так как есть косвенные сведения о симпатиях прежнего князя Ярополка к христианской вере и его контактах с латинским Западом, то весьма вероятно предположение о языческой реакции при Владимире, то есть борьбе с ранее утверждавшимся в Киеве христианством. Археологическим подтверждением этого может служить находка на месте Владимирова пантеона остатков каменного строения со следами фресковой живописи – по всей видимости, существовавшей при Ярополке церкви. Во время гонений в Киеве погибли одни из первых христианских мучеников на Руси –варяги Фёдор и Иоанн202.
Повесть временных лет так передаёт образ жизни Владимира: «Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жены, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц»203.
И вот все эти подвиги были ему прощены православной церковью за то, что он насильно, огнем и мечом навязал русичам православие. Как ни странно, Владимир вошел в историю как князь Киевский, однако в современной России, почему-то, считается именно русским князем. Да, нужно упомянуть о том, что у него был свой знак, своего рода герб, который и сейчас знаком многим. Какой именно знак? Это герб современной Украины.
(202) Ребенина П. Князь Владимир – Красное солнышко / Ребенина П. – Текст: электронный // Проза.ру. – URL: Стихи.ру (дата обращения: 09.11.2022).
(203) Ребенина П. Князь Владимир – Красное солнышко / Ребенина П. – Текст: электронный // Проза.ру. – URL: Стихи.ру (дата обращения: 09.11.2022).
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт
Copyright © 2024 Грибов А.Ю.
Все права защищены