Первая попытка строительства судоходного пути на Панамском перешейке датируется лишь 1879 годом. Во Франции была создана «Всеобщая компания межокеанского канала», акции которой приобрело более 800 тыс. человек.
К 1888 году на строительство канала было истрачено 300 млн. долларов (почти в 2 раза больше, чем предполагалось), а выполнена была только треть работ. Причиной стал и неправильный проект (Фердинанд Лессепс145 настоял на том, чтобы канал был прорыт на уровне моря), и низкое качество руководства организацией работ, и недооценка его стоимости, а также невозможность справиться с болезнями — малярией и жёлтой лихорадкой — косившими работников. Компания обанкротилась, это повлекло за собой разорение тысяч мелких владельцев акций.
«2 ноября 1903 года корабли США встали на рейде у города Панама.
3 ноября 1903 года здесь было провозглашено создание независимого от Колумбии государства Панама.
6 ноября 1903 года государство Панама было признано США. Находившиеся в Панаме подразделения колумбийской армии перешли на сторону сепаратистов.
18 ноября 1903 года между Панамой и США был подписан «договор Хея — Бюно-Варильи», в соответствии с которым США получили право «на вечные времена» размещать вооружённые силы на территории Панамы и «обеспечивать контроль» над Панамским каналом. Также США передавались все права на строительство и эксплуатацию канала и право вмешательства во внутренние дела Панамы, если они представляли угрозу каналу.
В 1904 году право США размещать вооружённые силы на территории Панамы было закреплено в конституции Панамы.
В 1904 году военное министерство США приступило к строительству Панамского канала. Главным инженером канала стал Джон Фрэнк Стивенс. На этот раз строительство вели через озёра, с сооружением шлюзов. На строительство потребовалось 10 лет, $400 млн. (10 млрд. долл. в ценах 2018 года) и 70 тысяч рабочих, из которых, по американским данным, около 5600 человек погибло. Утром 13 октября 1913 года у города Гамбоа была разрушена последняя преграда, разделявшая воды Атлантического и Тихого океанов.
Первое судно прошло через канал 15 августа 1914 года, однако официальное открытие канала состоялось лишь 12 июня 1920 года»146.
Доходы Панамского канала составляют ныне около 2 млрд. долл. в год147.
(145) Ранее успешно построивший Суэцкий канал.
(146) История Панамы. – Текст: электронный // Википедия. Свободная энциклопедия. – URL: https://clck.ru/32dv9b (дата обращения: 09.11.2022).
(147) Доходы от эксплуатации Панамского канала в год составили более $2 млрд. – Текст: электронный // РИА новости. – https://ria.ru/20081026/153821951.html (дата обращения: 09.11.2022).
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт
Copyright © 2024 Грибов А.Ю.
Все права защищены