«Трезвеннические бунты» 1858-1859 гг.

«Об этой войне умалчивают учебники, хотя то была самая настоящая война, с орудийными залпами, погибшими и пленными, с победителями и побежденными, с судилищем над поверженными и празднованием одержавшими победу и получившими контрибуцию (возмещение убытков, связанных с войной).

Мощнейшие стихийные антиалкогольные бунты, которых не знала ни одна страна мира. Так, в 1858-1859 гг. антиалкогольный бунт охватил 32 губернии (в которые вошла и Саратовская), более 2000 селений и деревень поднялись против насильственного спаивания нации. Люди крушили питейные заведения, пивоваренные и винные заводы, отказывались от дармовой водки. Люди требовали «Закрыть кабаки и не соблазнять их». Царское правительство жесточайшим образом расправилось с восставшими. В тюрьмы по «питейным делам» попало 111 тысяч крестьян, около 800 были зверски биты шпицрутенами и сосланы в Сибирь…»80.

«За трезвость — на … каторгу»81.

«Баталии той неизвестной школьникам войны разворачивались на территории 12 губерний Российской Империи (от Ковенской на западе до Саратовской на востоке) в 1858 — 1860 годах.

Эту войну историки чаще называют «трезвенническими бунтами», потому что крестьяне отказывались покупать вино и водку, давали зарок не пить всем селом. Почему они это делали? Потому, что не хотели, чтобы за счет их здоровья наживались откупщики — те 146 человек, в чьи карманы стекались деньги от продажи спиртного со всей России. Водку откупщики буквально навязывали, если кто не хотел пить, ему все равно приходилось платить за нее: такие тогда установились правила…

В те годы в нашей стране существовала практика: каждый мужчина приписывался к определенному кабаку, а если он не выпивал своей «нормы» и сумма от продажи спиртного оказывалась недостаточной, то недобранные деньги кабатчики взимали со дворов местности, подвластной кабаку. Тех же, кто не желал или не мог платить, секли кнутом, в назидание другим»82, 83.

«Виноторговцы, войдя во вкус, взвинчивали цены: к 1858 году ведро сивухи вместо трех рублей стали продавать по десять. В конце концов крестьянам надоело кормить дармоедов, и они, не сговариваясь, стали бойкотировать торговцев вином.

Крестьяне отвернулись от кабака не столько из-за жадности, сколько из-за принципа: трудолюбивые, работящие хозяева видели, как их односельчане один за другим пополняют ряды горьких пьяниц, которым уже ничего, кроме выпивки, не мило. Страдали жены, дети, и чтобы прекратить расползание пьянства среди сельчан, на сходах общины всем миром решали: в нашем селе никто не пьет»84.

«Что оставалось делать виноторговцам? Они сбавили цену. Рабочий люд не откликнулся на «доброту». Шинкари, чтобы сбить трезвеннические настроения, объявили о бесплатной раздаче водки. И на это люди не клюнули, ответив твердым: «Не пьем!». К примеру, в Балашовском уезде Саратовской губернии в декабре 1858 года 4752 человека отказались от употребления спиртного. Ко всем кабакам в Балашове приставили караул от народа для наблюдения, чтобы никто не покупал вино, нарушивших зарок по приговору народного суда штрафовали или же подвергали телесному наказанию. К хлеборобам присоединились и горожане: рабочие, чиновники, дворяне. Поддержали трезвость и священники, благословлявшие прихожан на отказ от пьянства. Это уже не на шутку испугало виноделов и торговцев зельем, и они пожаловались правительству»85.

Наталья Горюшкина: «С 1767 по 1863 г. винный откуп обеспечивал 33% государственных доходов, превосходя поступления от прямых налогов — подушной подати и оброка с государственных крестьян. В 1850-е гг. эта цифра выросла почти до 38%»86..

«В марте 1858 года министры финансов, внутренних дел и государственных имуществ издали распоряжения по своим ведомствам. Суть тех указов сводилась к запрету…трезвости!!! Местным властям предписывалось не допускать организации обществ трезвости, а уже существующие приговоры о воздержании от вина уничтожить и впредь не допускать.

Вот тогда-то, в ответ на запрет трезвости, по России и прокатилась волна погромов. Начавшись в мае 1859 года на западе страны, в июне бунт дошел и до берегов Волги. Крестьяне громили питейные заведения в Балашовском, Аткарском, Хвалынском, Саратовском и во многих других уездах. Особенный размах погромы87. приобрели в Вольске.

24 июля 1859 года трехтысячная толпа разбила там винные выставки на ярмарке. Квартальные надзиратели, полицейские, мобилизовав инвалидные команды и солдат 17-й артиллерийской бригады, тщетно пытались утихомирить бунтующих. Восставшие разоружили полицию и солдат, выпустили из тюрьмы заключенных. Только через несколько дней прибывшие из Саратова войска навели порядок, арестовав 27 человек (а всего по Вольскому и Хвалынскому уездам в тюрьму бросили 132 человека). Всех их следственная комиссия осудила по одному только показанию кабацких сидельцев, оговоривших подсудимых в расхищении вина (громя кабаки, бунтовщики не пили вино, а выливали его на землю), не подкрепляя свои обвинения доказательствами. Историки отмечают, что не зафиксировано ни одного случая воровства, деньги расхищали сами служащие питейных заведений, списывая пропажу на восставших.

С 24 по 26 июля по Вольскому уезду было разбито 37 питейных домов, и за каждый из них с крестьян взяли большие штрафы на восстановление кабаков. В документах следственной комиссии сохранились фамилии осужденных борцов за трезвость: Л.Маслов и С.Хламов (крестьяне села Сосновка), М.Костюнин (с.Терса), П.Вертегов, А.Володин, М.Володин, В. Сухов (с.Донгуз). Принимавших участие в трезвенническом движении солдат по суду велено было «лишив всех прав состояния, а нижних чинов — медалей и нашивок за беспорочную службу, у кого таковые есть, наказать шпицрутенами через 100 человек, по 5 раз, и сослать в каторжную работу на заводах на 4 года»88.

Всего же по России в тюрьму и на каторгу отправили 11 тысяч человек. Многие погибли от пуль: бунт усмиряли войска, получившие приказ стрелять в восставших. По всей стране шла расправа над теми, кто отважился протестовать против спаивания народа. Судьи свирепствовали: им велели не просто наказать бунтовщиков, а покарать примерно, чтобы другим неповадно было стремиться «к трезвости без официального на то разрешения». Власть имущие понимали, что усмирить можно силой, а вот долго сидеть на штыках — неуютно»89..

Царем в 1859 году был Александр II «Освободитель». На месте гибели императора в 1881 году (через 22 года) от рук террористов построен храм Спаса на Крови.



(80) Антиалкогольный бунт 1858-1860 гг.– Текст: электронный // Разбойник. –  (дата обращения: 01.11.2022).

(81) Антиалкогольный бунт 1858-1860 гг.– Текст: электронный // Разбойник. – Википедия. Свободная энциклопедия. (дата обращения: 01.11.2022).

(82) Антиалкогольный бунт 1858-1860 гг.– Текст: электронный // Разбойник. – Википедия. Свободная энциклопедия. (дата обращения: 01.11.2022).

(83) «Одновременно с процессом создания Российского государства и освобождением от монголо- татарской зависимости шел процесс оформления государственной монополии (регалии) на производство и продажу крепких напитков. Первые ограничения на свободную выделку питей ввел Иван III. Право курить вино переходило государю, который «не допускает, чтобы каждый мог свободно его изготавливать» [6, с. 7]. Питейная продажа оставалась свободной. Но Иван Грозный приказал частные корчмы закрыть и завести кабаки «царевы». Борис Годунов «казенное самоторжие» утвердил окончательно. Оно велось через государственных агентов («верных людей») или уступалось частным лицам («откупщикам») за плату [7, с. 291]. В первом случае, кабаки управлялись головами и их помощниками ларечными и целовальниками («верными людьми»). Головы назначались правительством или избрались из состоятельного купечества, ларечные и целовальники − из крестьян или городских (посадских) людей. Служба «на вере» была тяжелой повинностью и для избираемых, и для избирателей. Выборы производились исключительно в интересах казны. Не получая материального вознаграждения, «верные люди» на год (с 1 сентября по 31 августа) отказывались от собственных дел и занимались заготовкой, продажей вина, сбором «явки» (налога с частных винокуров), преследованием корчемников (лиц, производивших и вне кабака продававших спиртные напитки). Целуя крест, они присягали: «кабацким сбором не корыстоваться» и нести казне «прибор» [Н.Е. − прибыль] против прошлых лет [8, с. 144]. Недобор «правился» с их личного имущества и имущества избирателей. Преступившим клятву грозила смертная казнь [9, с.140]. Во втором случае, кабаки отдавались в аренду («на откуп») «прожиточным людям». Желающий взять питейный откуп являлся в приказ, заведовавший сборами, и объявлял, что «будет платить более, нежели, сколько положено в окладе казенным сборщикам» [10, с. 241]. Чтобы оправдать «наддачу», откупщик прилагал «множественные злодейства», чтобы вернуть деньги с прибылью. Казна грозила «плутящим» наказанием, но выгоды откупа были очевидны. В 1620 г. Михаил Федорович признавал, что «по грехам в Московском государстве во всем скудость и государской казны нет нисколько; кроме таможенных пошлин и кабацких денег государевым деньгам сбору нет» [11, с. 131]. Уложение 1649 г. подтвердило, что кабаки в Российском государстве «царевы». Долг кабаку − долг царю. Каждого, кто не платил добровольно кабацкого долга, ставили на правеж. А если и правеж не помогал, то имущество должника отбиралось в пользу государя. Если имущества не хватало, то кабацкий долг взыскивался со всего общества, к которому должник был приписан». См. Горюшкина Н.Е. «Кроме кабацких денег государевым деньгам сбору нет»: питейный сбор от Ивана III до Николая II. / Bylye Gody. 2014. № 33 (3). С. 382-386.

(84) Антиалкогольный бунт 1858-1860 гг.– Текст: электронный // Разбойник. - РАзБойник (дата обращения: 01.11.2022).

(85) Антиалкогольный бунт 1858-1860 гг.– Текст: электронный // Разбойник. - РАзБойник (дата обращения: 01.11.2022).

(86) Горюшкина Н.Е. «Кроме кабацких денег государевым деньгам сбору нет»: питейный сбор от Ивана III до Николая II. / Bylye Gody. 2014. № 33 (3). С. 382-386.

(87) Державин Г.Р. (выдающийся русский поэт, государственный чиновник, 1743-1816): "Из 1650 питейных заведений 1548 принадлежит жидам. Из 1297 табачных лавок 1293 также были собственностью жидов".

(88) История одного обмана: миф, который навязали России / Общероссийская общественная орг. "Общее дело" ; [авт.-сост. Я. В. Ковалевский]. - Москва : АСТ, печ. 2016. // iknigi.net. –https://iknigi.net/avtor-yaroslav-kovalevskiy/117725-istoriya-odnogo-obmana-mif-kotoryy-navyazali-rossii-yaroslav-kovalevskiy/read/page-4.html (дата обращения: 01.11.2022).

(89) Антиалкогольный бунт 1858-1860 гг. – Текст: электронный // Разбойник. - http://www.razboynik.info/articles/Alkogol/Antialkogolnyj-bunt-1858-1860-gg (дата обращения: 01.11.2022).



Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Copyright © 2024 Грибов А.Ю.

Все права защищены